Бухара́ (узб. Buxoro, в пер. с согд. яз. βuxārak зн. «удачная местность») — один из древнейших   городов Узбекистана . Центр Бухарской области.

Культурный слой на территории города составляет более 20 м. Именно на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.

Все, кому доводилось бывать в Бухаре, наверное, обращали внимание на странные “лохматые шапки” на вершинах минаретов. Это гнезда аистов. И белая птица надежды может служить символом города, его стойкости и постоянства. Богатый город не раз подвергался нападению врагов, особенно опустошительным было нашествие монголов. Но Бухара всякий раз возрождалась снова, причем на том же самом месте, сохраняя верность своим основам.

Древняя Бухара

Возраст Бухары (Бухоро-и-Шариф) превышает 2500 лет. Возникновение города связано с различными легендами и преданиями. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.

В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города. По одной версии, слово Бухара означает монастырь. По другой – обитель знания.

Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими великолепными настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии , Китая, Ирана и других стран.В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.

Бухарагород поэзии и сказки. Здесь легенды витают над зигзагами уличных лент, здесь в вертикалях минаретов- полет человеческого гения, и каждый камень в кружеве каменной кладки покрыт пылью вечности. Славу города-музея, города-памятника снискала Бухара. Как  магнитом притягивает ее романтический облик туристов со всего земного шара.

Для  нас, современников, трудно переоценить значение памятников страны, ибо это живое  воплощение многовековой  истории города, подлинная летопись в камне. Архитектурное творчество древних зодчих -народных  умельцев- наше бесценное достояние.

В городе сейчас  сохранились не только отдельные мечети, медресе и мавзолеи, но и целые районы древней планировки, где легко вообразить себя современником легендарного Ходжи Насреддина. Юрист из Франции Роберт Рени так и сказал о Бухаре:- « Бухара была самым замечательным местом в нашей поездке по Узбекистану. Наверное, бог создал Бухару в единственном числе и поэтому у нее нет конкурентов».  Американский историк Б.Стоук из Калифорнии считает :-«Бухара- один из интереснейших городов, которые я посетил в Средней Азии. Если идти по улицам старого города, будет казаться, что ходишь по страницам истории. История Бухары очень интересна, и особенно оставляет хорошее впечатление будущее города».

В городе , где проживает 250 тысяч человек, слышна узбекская, таджикская, русская речь, рука об руку живут и трудятся представители более 80 национальностей. Город объявлен Государственным историко – архитектурным музеем- заповедником.

Бухара как магнит, притягивает любопытные взгляды миллионов людей. Большая часть человеческой истории связана с этим городом. Город в течение столетий был благодатным оазисом в долине реки Зарафшан  и на протяжении многих веков караваны верблюдов из Китая и Европы  перевозили  товар по Великому Шелковому пути и более того они перевозили известия о других культурах, науках  и цивилизациях. Эти известия, на перекрестке древних маршрутов принимались и были отражены в архитектурных  памятниках Бухары и культурной неповторимости ее народа. Бухара, такой же древний город, как и Самарканд, хотя ее точный возраст остается загадкой. Известно, что 2500 лет назад в Бухаре появились первые городские поселения. При династии Саманидов в 9-10 веках город процветал. Потесненная Самаркандом , при правлении Тамерлана, она становится более важной столицей Бухарского Каганата в царствование династии Шейбанидов.  Хотя она считается столпом Ислама и религиозной столицей Средней Азии, там были захоронены родственники Пророка и исламские святые, Бухара была так же прибежищем и для других религий, например , там до сих пор открыты синагоги. Во все времена это был город поэзии и сказок. Бухара дала миру историка Наршахи, поэтов Рудаки и Дакики: Но сюда же людская молва поместила и народного любимца, острослова и “возмутителя спокойствия” Ходжу Насреддина. Историям и изречениям лукавого мудреца нет числа.

Многовековая деятельность мусульманских ученых, мыслителей, зодчих, поэтов снискала городу почетные титулы Купола веры”, Благородной Бухары”, Благословенного города”. Думается, что Бухара по праву заслуживает все эти эпитеты.

Большинство едет в Бухару полюбоваться великолепной средневековой архитектурой. Но и в повседневной жизни этого восточного города тоже есть много интересного и необычного- это приготовление свадебного плова. С самого вечера мужчины начинают готовить плов, чтобы на заре после утреннего намаза угостить друзей, знакомых и соседей. Так в Бухаре начинается свадьба. Приготовление свадебного плова -целое искусство. В Узбекистане им занимаются только мужчины. Процессом руководит опытный повар. Ему помогает несколько человек.

На утренний плов в Бухаре обычно приходит тысяча или даже больше человек. Примерно на такое количество порций и рассчитан казан, в котором готовят свадебный плов.

Приготовление плова- дело очень ответственное, особенно при таких объемах. Одного только риса на этот плов нужно примерно  80 килограммов, а еще 30 килограммов мяса , моркови и изюма.

Трудно понять, как можно в восемь утра с таким удовольствием поедать жирный плов. Но здесь есть своя логика: плов – пища тяжелая, поэтому есть его лучше пораньше.

8 утра, а все уже поели…

С утра на плов приходят только мужчины. То есть плов – это своего рода мальчишник перед свадьбой, на котором жених прощается с холостой жизнью…

Вечером многие из утренних гостей придут на свадьбу уже вместе со своими семьями.

Люди в Бухаре гостеприимные и радушные, они гордятся своим городом и всегда рады гостям.

Мавзолей Саманидов

Мавзолей Саманидов – древнейшее сооружение в Бухаре, сохранившееся до нашего времени в своей первозданности. Он был возведен на рубеже IX и X веков для Амеда ибн Асада по повелению его сына эмира Исмаила Самани, создателя первого централизованного государства в Центральной Азии.


Мавзолей Чашма-Аюб

Вблизи мавзолея Саманидов, у руин древней городской стены, расположен мавзолей Чашма-Аюб. Островерхий силуэт его шатрового перекрытия заметно выделяется среди куполов бухарских мечетей и медресе. Этот мазар возник в XII веке возле источника, связанного с именем библейского пророка Иова, или как его называют на Востоке, – Аюба.


Мечеть Калян

Пятничная мечеть Калян – одно из старинных зданий, составляющих ансамбль площади Пои-Калян. Соборная мечеть у мусульман всегда имеет значение не только главной мечети, но и центра общественной жизни исламского города. В этом отношении соборной пятничной мечети Бухары, построенной вскоре после установления ислама вблизи цитадели, не везло.


Минарет Калян

Еще приближаясь к Бухаре, путешественник видит вдали, над едва виднеющимися городскими постройками, высокую башню минарета Калян. Не даром в средние века он служил ориентиром для караванов, отмерявших фарсах за фарсахом по дорогам Великого шелкового пути. Ведь минарет – минора так и переводится с арабского – «маяк». А во время войн с минарета Калян стражники вели наблюдение за передвижениями врага.


Медресе Мири Араб

Среди множества медресе, возведенных в Бухаре в XVI веке, подлинным шедевром можно назвать медресе Мири-Араб. Оно сооружено на возвышенной платформе строго на оси, расположенной напротив мечети Калян. Этот архитектурный прием, получивший наименование «кош», то есть «сдвоенный», широко применялся в средневековом зодчестве.


Медресе Чор Минор

Среди множества исторических памятников Бухары медресе Чор-Минор выделяется неординарностью архитектурных форм. Его четыре, стоящих почти вплотную друг к другу, минарета издали похожи на бутоны неведомых лазоревых цветов. Вблизи минареты превращаются в довольно высокие, массивные башни, как бы сжимающие кубическое здание с куполом. Вход в медресе оформлен высоким порталом, такой же портал украшал и выход во двор. Внутри Чор-минора надпись на персидском языке, вырезанная из двухцветного ганча, сообщала время постройки – 1222 год Хиджры или 1807 год по современному календарю. Еще в средневековье в Центральной Азии сложились архитектурно-планировочные каноны строительства медресе, и вплоть до ХХ века зодчие четко их придерживались. Однако при сооружении Чор-Минора установленные правила нарушались на каждом шагу, потому что строители следовали желаниям и указаниям Халифа Ниязкула, на чьи средства возводилось медресе.


Медресе Модари Хан 

К юго-западу от Арка на старинной улице Хиёбон, когда-то тянувшейся к городским воротам Шир-Гарон, высится ансамбль Кош-медресе из двух расположенных фасадами на одной оси медресе. Кош означает «сдвоенный, спаренный», и этот строительный прием часто применялся в градостроительстве средневекового Востока. Ансамбль Кош-медресе сложился во второй половине ХVI века, в эпоху правления Абдуллахана.


Медресе Абдуллахана 

В ансамбль Кош-медресе входят два медресе. Через двадцать три года после сооружения медресе Модари-хан, в 1590 году, было закончено строительство медресе Абдуллахана. Архитектурное решение его фасада почти зеркально повторяет фасад стоящего напротив медресе Модари-хан, лишь его громадный пештак возвышается над всеми окружающими постройками.


Медресе Улугбека 

Внук Амира Темура, Мирзо Улугбек, царствовавший в Мовароуннахре в первой половине XV века, построил три медресе. Первое было сооружено в 1417 году в Бухаре. К тому времени Бухара уже на протяжении нескольких веков была известна как столица исламской учености. На Востоке очагами науки и образования всегда были медресе.


Медресе Абдалазизхана

Напротив медресе Улугбека, в строительном приеме «кош», в 1652 году правитель Бухары Абдалазизхан повелел воздвигнуть новое медресе, которое должно было превзойти все созданные до него величием и роскошью убранства.


Архитектурный ансамбль Ляби Хауз

Архитектурный ансамбль Ляби-хауз, состоящий из трех монументальных зданий, расположен в самом центре Бухары. Его отличительной особенностью является то, что, вопреки общепринятым традициям, центром его застройки стала не городская площадь или перекресток улиц, а водная гладь большого бассейна – хауза.


Некрополь Чор Бакр

В Бухаре бытует старинное поверье, что, если за один день совершить паломничество к четырем мазарам, где похоронены святые с именем Бакр, то сбудется любое желание. Именно поэтому в мусульманском мире столь популярен некрополь Чор-Бакр, что означает «четыре Бакра», возникший вокруг почитаемой гробницы Абу Бакра Саъеда в пригородной местности Бухары под названием Сумитан.


Дворец Ситораи Мохи Хоса 

Среди многочисленных загородных дворцов бухарских правителей до наших дней сохранился лучший из них – летняя резиденция последних эмиров – дворец Ситораи Мохи-хоса. Он расположен в четырех километрах к северу от города, на дороге, ведущей в Гиждуван.


Мечеть Магоки-Аттори

В самом центре заповедной части Бухары расположена мечеть Магоки-Аттори. С XVI века она была известна как небольшая квартальная мечеть с двумя куполами на граненых барабанах и высоким пештаком на восточном фасаде. Археологические раскопки, произведенные в 30-х годах прошлого века, показали, что ее история восходит к доисламским временам.


Мечеть Боло Хауз 

К западу от цитадели Арк еще до завоевания Бухары арабами сложилась площадь Регистан, некогда кипучий общественный центр города. К XVII веку у входа на Регистан находились торговые ряды. От ворот Даштака сюда подходила одна из караванных дорог, связывавших Бухару с Хорезмом. Здесь бойко торговали зерном и тканями, оружием и головными уборами, скотом и фруктами, бумагой и чернилами.


Комплекс Бахоуддина Накшбанди 

В пригороде Бухары находится мемориальный комплекс великого суфия, аскета и святого шейха Бахоуддина Накшбанди, оказавшего неоценимое влияние на формирование передовой творческой мысли Центральной Азии.


Крепость Арк 

Так уж повелось на свете, что там, где дворцы, там, обычно, и казематы. Средневековая цитадель Арк в Бухаре вполне отвечает этому условию. Прямо при въезде в цитадель, за массивными крепостными воротами с башнями по краям начинается мрачный крытый коридор – далон с двенадцатью входами в старые темницы, где томились узники. А в конце коридора размещался тронный зал эмира, приемная для церемоний и торжеств. Это был обширный, мощеный кирпичом двор, обнесенный с трех сторон айванами на деревянных колоннах. В глубине зала располагался мраморный трон эмира.


Монументальные рыночные здания 

На главных торговых улицах средневековой Бухары возводились купольные рыночные здания. Три из них, построенные в XVI веке, сохранились до наших дней. Токи Заргарон – «купол ювелиров» расположен на перекрестке двух магистралей рядом с мечетью Калян и медресе Мири-Араб.


Тим Абдуллахана 

На Востоке торговля всегда считалась почтенным занятием. И в Благородной Бухаре шумели базары, а вдоль улиц гостеприимно открывали двери лавки ремесленников. Однако в XVI веке в Бухаре строили и огромные крытые торговые пассажи – тимы. Один из них – Тим Абдуллахана, названный так по имени его строителя, правителя из династии Шейбанидов, существует до сих пор.


Музей Абу Али Ибн Сино (Авиценна)

В окрестностях Бухары немало городов и сел, чей возраст перевалил за тысячу лет. Вот и поселок Афшона, что находится в нескольких километрах от областного центра, является одним из самых древних. Точно известно, что в 980 году там, в семье сборщика налогов, родился мальчик по имени Абу Али ибн Сино.


Бани ХVI  века. Хаммом.

В Бухаре сохранились интересные памятники средневекового гражданского строительства, среди них – восточные бани-хаммом. Сооруженные в XVI веке, в период правления Абдуллахана, они имеют глубокие исторические традиции. Рядом с рыночным куполом Токи Саррафон находится Хаммоми-Сараффон, и неподалеку от Токи Тельпакфурушон расположена Хаммоми Бозори-Корд.


Городище Пайкенд

На территории Бухарского оазиса насчитывается около трехсот городищ, оплывших холмов и курганов, таящих в своих недрах руины исчезнувших городов и поселений. Многие из них ждут своих первооткрывателей, а некоторые, такие как Варахша, Вардана и Пайкенд уже исследованы учеными и стали историческими памятниками ушедших цивилизаций.

Здесь еще нет отзывов...

Оставьте первый отзыв на “Бухара”